как работает логопед

Развитие речи ребенка через мелкую моторику

Как влияет мелкая моторика рук на развитие речи ребёнка. Какие упражнения и игры способствуют развитию мелкой моторики рук и речи дошкольников.

Как развивать речь ребёнка через мелкую моторику

Как показывает педагогическая практика и подтверждают научные исследования, мелкая моторика и речь ребёнка взаимосвязаны. Чем раньше малыши осваивают точные движения пальцами рук, тем скорее развиваются их речевые навыки. Эту взаимосвязь рекомендуется использовать для преодоления речевых проблем у дошкольников. Уделяя больше внимания развитию моторики детей с нарушениями речи можно значительно улучшить их вербальные способности.

Влияние мелкой моторики на речь

Участки коры головного мозга, ответственные за работу пальцев и органов артикуляции, расположены по соседству друг с другом. Поэтому при активизации двигательного центра вместе с ним активизируется и речевой. Развитие речи ребёнка и моторики идут синхронно, и это было известно ещё до эпохи исследований головного мозга. Издавна малышей забавляли потешками, которые сочетали в себе декламацию стишков с движениями кистей рук – «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» и др.

Сейчас многим родителям это кажется анахронизмом, и они лучшим развлечением для малыша считают самртфон или планшет с мультиками. Однако гаджеты не обеспечивают разнообразную нагрузку для полноценного развития пальчиков малыша, что не лучшим образом сказывается на моторике и речи ребёнка. Поэтому каждый родитель должен запомнить простое правило: развиваем моторику – развиваем речь, и почаще увлекать дошкольника или младшего школьника полезными для него занятиями.

Игры для развития речи и мелкой моторики детей

Моторику рук и речь нужно развивать с первых дней жизни ребёнка. У младенцев хорошо развит хватательный рефлекс. Это можно использовать, подвесив на кроваткой яркие игрушки, которые малыш будет хватать и удерживать пальчиками. По мере роста ребёнка игры для развития речи через моторику нужно постепенно усложнять и разнообразить. В этом помогут:

  • собирание пирамидок, конструкторов, паззлов, мозаик;
  • поиск на ощупь и опознавание вслепую мелких предметов в миске с крупой – гречкой, перловкой или горохом;
  • лепка из пластилина, кинетического песка, солёного теста, полимерной глины;
  • раскрашивание, рисование карандашами, красками, фломастерами;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • вырезание из бумаги, создание аппликаций;
  • пришивание пуговиц, вышивка, вязание;
  • нанизывание бус, поделки из бисера;
  • театр теней и кукольный.

Чем чаще и разнообразнее будут эти занятия, тем успешнее будет идти развитие речи через развитие мелкой моторики. До четырёх лет игры с мелкими предметами должны проводиться под присмотром взрослых, чтобы избежать опасности вдыхания или проглатывания игрушки. Также надо помнить, что хотя мелкая моторика развивает речь детей, но одной её для полноценного развития вербальных способностей недостаточно. Занятия нужно дополнять чтением вслух, рассказами и разговорами обо всём, разучиванием стихов и песен.

Мелкая моторика для развития речи не всегда помогает справиться с речевыми нарушениями, иногда бывает необходима помощь логопеда. Самый удобный формат логопедических услуг – помощь логопеда онлайн. На нашем сайте KidBrains дипломированные специалисты проводят онлайн занятия с детьми и достигают отличных результатов. Записывайтесь на бесплатную онлайн диагностику по этой ссылке.