логопедические упражнения

Развитие речевого дыхания у детей

Рассказываем как развить правильное речевое дыхание у детей. Какие существуют упражнения для постановки дыхания и как они вляют на произношение звуков.

Как развить речевое дыхание у ребёнка

Речевое дыхание ребёнка, в отличие от физиологического, формируется не автоматически, а с участием сознания. Не все дети могут интуитивно понять, как правильно дышать при звуковоспроизведении, что вызывает различные проблемы с речью. Для устранения этих нарушений необходимо развитие речевого дыхания у детей с помощью регулярно выполняемых упражнений. Не менее важна также разработка органов артикуляции. Эти два навыка являются необходимой базой для постановки звуков и овладения правильной речью. Рассмотрим методики развития речевого дыхания у дошкольников, применяемые в логопедии.

Нарушения речевого дыхания у детей

О том, что речевое дыхание дошкольников сформировано неправильно и нуждается в развитии, свидетельствуют следующие признаки:

  • слова произносятся на вдохе;
  • слишком тихая речь из-за слабости выдоха;
  • искажение звуков, требующих сильной воздушной струи – «р», «з» и т. п.;
  • вдох перед произнесением каждого слова в фразе.

Целью развития речевого дыхания у дошкольников является выработка автоматического навыка правильного вдоха и выдоха при разговоре или пении:

  • быстрый активный вдох носом;
  • длительный выдох ртом при звуковоспроизведении;
  • незаметный добор воздуха по мере необходимости.

При этом не должно быть выдоха носом, надувания щёк, быстрого иссякания и неэкономного расходования воздушной струи, слишком шумного вдоха. Если все эти условия выполняются, значит формирование речевого дыхания у дошкольников идёт правильно.

Упражнения для развития у детей речевого дыхания

Успех занятий во многом зависит от того, насколько детям интересно заниматься. Малыши и ребята постарше любят играть. Поэтому, развивая речевое дыхание, упражнения для детей лучше всего проводить в форме игры. Подойдут любые игры, где участники должны продолжительно дуть сильной воздушной струёй. Это могут быть:

  • дудение в дудку или свисток;
  • пускание мыльных пузырей;
  • запускание игрушечной ветряной мельницы или вертушки путём дутья на лопасти;
  • настольный футбол ватными шариками, которые нужно «задувать» в импровизированные ворота;
  • сдувание с ладони в воздух бумажных бабочек, снежинок, осенних листьев;
  • счёт вслух на выдохе, пока хватает воздуха в лёгких, с постепенным увеличением его продолжительности;
  • декламирование стихов или пение песен с вдохом после каждой строчки.

Чтобы эти упражнения были не простым развлечением, а способствовали формированию речевого дыхания у детей, следите за правильностью вдоха и выдоха, которые изложены в предыдущем разделе статьи. Надо помнить, что упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников могут вызвать головокружение из-за гипервентиляции. Поэтому проводите их короткими сериями, чередуя с упражнениями для развития артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями может осуществляться родителями самостоятельно. Занимаясь с дошкольником или школьником сами, вы подготовите его к дальнейшим занятиям с логопедом, что позволит сократить продолжительность курса. А если не хватает времени, обращайтесь к опытным логопедам на нашем сайте KidBrains, которые проводят занятия онлайн. Наши логопеды эффективно работают со всеми видами нарушений речи, достигая устойчивых положительных результатов. Записывайтесь на бесплатную онлайн диагностику по этой ссылке.