как работает логопед

Постановка у ребёнка звука «с»

Упражнения для самостоятельного выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Звук «с», а также другие свистящие фонемы «з» и «ц» считаются сложными в произношении –– их дети осваивают к трём-четырём годам. Если ребёнку уже исполнилось пять, а он всё ещё не выговаривает этот согласный или заменяет его звуками «ш», «ф», «т», ему нужна помощь специалиста. Рассказываем, какие методы он может использовать. 

Логопедическая постановка звука "с": артикуляционная и дыхательная гимнастика

Для освоения правильного произношения этого согласного ребёнок должен научиться выдыхать сильную воздушную струю и складывать органы артикуляции в правильную позицию:

  • расстояние между зубами 1-2 миллиметра;
  • губы растянуты, как для улыбки;
  • кончик плоского языка упирается в нижние резцы, а края –– в верхние коренные зубы;
  • воздушная струя проходит вдоль углубления, которое образуется по центру языка.

Основные проблемы при логопедической постановке звука «с» связаны с тем, что малыш не может расслабить язык и сформировать углубление. 

Убрать гипертонус можно с помощью самомассажа –– для этого логопед может предложить малышу немного покусать язык или несколько раз сжать его губами. 

В некоторых случаях логопед может положить на язык малыша ватную палочку, чтобы объяснить, где именно нужно сформировать углубление. Если постановка звука с происходит онлайн, положить на язык ватную палочку может один из родителей.

Упражнение «заморозка» 

Существует множество упражнений, которые помогают поставить звук  «с». «Заморозка» –– одно из них. Во время выполнения этого упражнения верхние и нижние зубы сближены, но не касаются друг друга. Губы растянуты. Язык плоский и упирается кончиком в нижние резцы, а боковыми краями –– к верхним зубам. В этой позиции ребёнок с силой втягивает воздух через рот. Если при вдохе слышится протяжное «с» и кончик языка ощущает холод, то упражнение выполняется правильно.

После того как малыш наполнит лёгкие, он должен, не меняя положения языка, губ и зубов, с силой выдохнуть воздух. Кончик языка снова должен ощутить холод, а взрослые –– услышать протяжное «с». Чтобы ребёнку было интересно, можно предложить ему «охлаждать» таким образом игрушечных зверей и кукол, которым «жарко».

Упражнение с опорным «т» 

Дошкольникам, у которых не получается выговаривать «с» из-за шепелявости, поможет постановка этого звука через произношение согласного «т». 

Шепелявость или межзубный сигматизм – это дефект артикуляции, когда кончик языка высовывается между зубов вместо того, чтобы находиться за нижними резцами.

Во время выполнения этого упражнения ребёнок должен растянуть губы и, резко выдыхая, проговаривать «т», с каждым разом перемещая кончик языка немного глубже. Нужно стремиться к тому, чтобы кончик языка в конце упёрся в нижний зубной ряд и начал слышаться звук «с».

Не игнорируйте ошибочный звук с, постановка у детей этого согласного может занять 1,5-3 месяца вместе с логопедом. За этот срок специалист обучает правильной артикуляции и доводит её до автоматизация в речи.

В некоторых случаях родители могут поставить этот звук самостоятельно, в других необходим логопед, постановка звука с чаще всего требует коррекции межзубного сигматизма, с которым достаточно тяжело справиться без специалиста.

Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи KidBrains и получить индивидуальный план коррекции. Если вашему малышу не требуется логопед, мы честно об этом скажем.