как работает логопед

Постановка мягких звуков

Составили список особенностей произношения мягких звуков, методы и этапы постановки звуков. Разбираем подробнее. 

Некоторые дети хорошо выговаривают твёрдые согласные, но испытывают трудности с их смягчением. Разбираем основные приемы постановки мягких пар твердых звуков, которые используют логопеды.

Особенности произношения мягких звуков

Согласные произносятся мягко, если после них следуют гласные «и», «е», «ё», «я», «ю» или «ь». Когда необходимо смягчить твёрдый звук, артикуляционная поза меняется:

  • спинка языка приподнимается к нёбу;
  • кончик языка опускается к нижним зубам;
  • край языка становится более плоским и широким.

Но все эти изменения практически не видны со стороны, поэтому при постановке мягких звуков редко используется метод подражания, при котором малыш должен повторить действия за логопедом или обучающим его взрослым.

Постановка мягких звуков с помощью гласного «и»

Постановка мягкого звука л и других согласных при правильном произношении их твёрдых пар проще всего выполняется при помощи смягчающего гласного «и». 

Логопед предлагает ребёнку:

  • растянуть губы и произнести протяжное «и-и»;
  • добавить проблемный согласный и протянуть слог, повторяя его несколько раз («ли-и, ли-и...»);
  • постепенно сократить звучание «и» в слогах и перейти к обрывистому произношению («ли, ли...»), а затем — исключить гласный и выговорить смягчённый согласный («ль, ль...»);
  • попробовать выговорить согласный с другими смягчающими гласными — «и-и-ля», «и-и-лю», «и-и-лё», «и-и-ле».

По этому же методу может быть осуществлена постановка мягкого звука р и других согласных. 

Постановка мягких звуков инструментальным способом

Инструментальный или механический способ постановка звука — это метод, при котором используется логопедический шпатель. 

Логопед просит малыша произносить слоги с твёрдой формой проблемного звука, например, «да-да-да...». Пока малыш выполняет задание, логопед вводит ему между зубов логопедический шпатель, прижимает кончик языка и отодвигая его от нижних зубов. При этом спинка языка выгибается, смыкается с нёбом, и звук становится мягким.

Задача малыша — запомнить артикуляционную позу и научиться повторять её без инструмента. В домашних условиях инструмент можно заменить ватной палочкой. Кстати, постановка твердых звуков от мягких также может осуществлена таким же способом, только в обратном порядке движений.

Не забывайте, что постановка мягких звуков — это только первый этап. Не менее важно — автоматизировать и закрепить мягкие звуки в речи.

Для автоматизации звука логопеды часто используют игры, во время которых малыш повторяет твёрдые и мягкие согласные — «мать – мат», «дюна – Дуня», «нить – ныть», «тапки – тяпки» и так далее.

И ещё: перед тем, как начать постановку мягких звуков, необходимо определить точную причину, по которой малыш не выговаривает тот или иной звук. Сделать это можно только на комплексной диагностике речи. Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке, после которой вы получите индивидуальный план коррекции, составленный специально для решения задач вашего малыша.