логопедические упражнения

Коррекция нарушения заднеязычных звуков у детей

Рассказываем о нарушениях в произношении заднеязычных звуков и вызывающих причинах. Как скорректировать и поставить правильное велярное произношение звуков.

Виды нарушений произношения заднеязычных звуков и основные методы их коррекции у дошкольников

Согласно нормам речевого развития велярные звуки «к» и «г» появляются в речи детей в два года, а задненёбный согласный «х» – в трёхлетнем возрасте. Нарушения заднеязычных звуков «к», «г», «х» и их мягких пар у детей встречаются редко – всего в 1,5-2% от всех речевых проблем. Самостоятельная постановка заднеязычных звуков может оказаться непростой задачей из-за того, что применение инструментального воздействия на заднюю часть языка может провоцировать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому, если самостоятельные занятия в течение месяца не дадут результата, рекомендуется обратиться по поводу коррекции заднеязычных звуков к логопеду.

Дефекты заднеязычных звуков

Фонематические нарушения заднеязычных согласных бывают нескольких видов:

  • Пропуск согласных в словах, когда ребёнок их просто не произносит. Например «орова» – «корова», «леб» – «хлеб».
  • Замена другими звуками той же фонетической группы, например, «г» на «к» («маказин» – «магазин»). Глухой «г», как в южно-русском говоре.
  • Замена согласными «д» или «т» («тартошта» – «картошка», «ноди» – «ноги»).
  • Слабое, еле слышное произношение велярных из-за отсутствия смыкания задней части языка с нёбом.

Причины, вызывающие нарушение заднеязычных звуков, могут относиться к органическим поражениям, таким как проблемы со слухом, патологии органов артикуляции, пороки развития центральной нервной системы. В таких случаях для коррекции заднеязычных звуков требуется длительная работа специалистов. Но чаще эти причины бывают связаны с функциональными нарушениями из-за недостаточной разработки артикуляционного аппарата или подражания окружающим, которые говорят неправильно. В этих ситуациях помогут специальные упражнения и методы постановки заднеязычных согласных у детей, которые можно попробовать применить самостоятельно.

Упражнения и приёмы постановки заднеязычных звуков

Подготовить органы артикуляции к постановке проблемных фонем помогут следующие упражнения для заднеязычных звуков:

  • «Гора». Малыш широко открывает рот, подворачивает кончик языка внутрь за нижние зубы и выгибает его спинку «горой».
  • «Горный ветер». В позиции упражнения «гора» ребёнок вытягивает губы трубочкой и дует холодной струйкой воздуха, сдувая с ладони лёгкие предметы.
  • «Силач». Пальцем, обернутым чистой салфеткой, ребёнок отодвигает язык вглубь рта и противодействует языком, с усилием выталкивая палец наружу.

Основной прием для постановки велярных согласных дома – по подражанию. Взрослый объясняет и демонстрирует малышу основные моменты артикуляции, а он повторяет, контролируя положение органов артикуляции с помощью зеркала. Можно попробовать инструментальный метод, отодвигая чайной ложкой язык вглубь рта. Однако не будучи специалистом, можно вызвать у малыша рвотный рефлекс, что чревато категорическим отказом от занятий.

Избежать этих проблем и научить ребёнка правильному произношению заднеязычных согласных помогут занятия с логопедом онлайн на сайте KidBrains. Получая услуги профессионала дистанционно, малыш остаётся дома под присмотром домочадцев, что очень удобно. Записывайтесь здесь на бесплатную диагностику речи по этой ссылке.