дисграфия

Коррекция дисграфии у школьников

Рассказываем как предупредить и исправить дисграфию у школьников. Стоит ли обращаться к логопеду или заниматься лечением самостоятельно.

Как исправить дисграфию у школьников

В тетради вашего ребёнка без слез не взглянешь, хотя по устным предметам у него неплохие оценки? Скорее всего, ваш школьник — дисграфик. Часы сидения за уроками исправить положение не помогут. Ему нужна специальная коррекция дисграфии у школьников, применяемая в логопедии. Рассмотрим, как осуществляется исправление дисграфии у детей логопедами, и можно ли справиться с этой проблемой самостоятельно.

Когда необходима коррекция дисграфии у детей

Проблемы с письменной речью бывают не только у дисграфиков, аналогичные затруднения испытывают дети с дизогфографией, ЗПРР и другими нарушениями речи. 

По каким признакам можно определить, что необходимо лечение дисграфии у школьников? Основной диагностический признак — это характер допускаемых ошибок. 

В отличие от дизорфографиков, которые пишут неграмотно из-за того, что не замечают орфограмм и не могут применять правила орфографии, дисграфики ошибаются даже в тех словах, где написание не должно вызывать никаких трудностей:

  • пропускают буквы, меняют местами, вставляют лишние символы в слова;
  • путают похожие по написанию буквы «ш-щ», «т-п»;
  • теряют элементы букв «у-и», «б-о»:
  • пишут буквы «э», «З», «Е» в обратную сторону;
  • ошибаются в слитном и раздельном написании слов.

Дети, которые допускают подобные ошибки постоянно и в больших количествах, нуждаются в логопедической коррекции дисграфии у младших школьников. Нередко это расстройство наблюдается в паре с дислексией. При этом с интеллектом и способностью к обучению у таких ребят все в порядке. Если эти признаки вы обнаружили у своего ребёнка, пройдите диагностику у логопеда, чтобы он развеял ваши сомнения и при необходимости назначил коррекционные занятия.

Методы коррекции дисграфии у младших школьников

Для исправления дисграфии у школьников в логопедии применяется несколько методов, которые логопед выбирает в зависимости от вида дисграфического расстройства:

  • Модель слова. Ученик получает изображение предмета со схемой слова и должен произнести его название по буквам и записать.
  • Метод Эббигауза. Ребёнок должен вставить пропущенные буквы в слова, а затем переписать их правильно.
  • Нахождение букв по звукам, подчёркивание их в тексте, выбор предметов и изображений, в названиях которых есть этот звук.
  • Звуко-буквенный анализ. Школьник называет предмет на картинке, записывает название и делает его анализ – разбивает на слоги, считает буквы, отмечает гласные и согласные, глухие и звонкие звуки, ставит ударение.
  • Исправление ошибок. Школьник должен исправить имеющиеся ошибки в словах и написать их правильно.

Эти же методы используются при коррекции дисграфии у дошкольников, которые обучаются письму.

Профилактика дисграфии у детей

Поскольку это нарушение связано с недоразвитием определённых участков мозга, то его профилактика должна начинаться ещё в период внутриутробного развития. Будущая мать должна правильно питаться, избегать вредных привычек, инфицирования, травм, стрессов, приёма лекарственных препаратов. Нужно свести к минимуму риск родового травматизма и инфекций новорожденного, своевременно диагностировать и лечить перинатальные  поражения ЦНС.

Также для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста нужно много внимания уделять развитию их речи, мышления, памяти, мелкой моторики. К началу освоения письма устная речь дошкольника должна быть хорошо развита. Если есть проблемы с дикцией или словарным запасом, следует обратиться к логопеду.

Устранение дисграфии у младших школьников родителями без помощи специалиста практически невозможно. Чтобы добиться успеха, надо иметь специальные знания и много заниматься с ребенком по правильно составленной программе. Логопед с этой задачей справится лучше и быстрее. На сайте KidBrains опытные логопеды предоставляют услуги по скайпу. Записаться на бесплатную диагностику можно по этой ссылке.