задержка психического развития

Как проходит занятие логопеда с детьми с ЗПР

Другими словами, влияют ли особенности ЗПР на этапы занятия?

Задержка психического развития или ЗПР — это состояние, при котором психические характеристики малыша не соответствуют возрастным нормам. Среди признаков ЗПР — замедленная реакция, трудности с речью и вниманием, слабое воображение и многие другие. Рассказываем, из каких этапов состоит занятие логопеда с детьми с ЗПР.

Подготовительный этап

Этап, с которого начинаются любые занятия с логопедом с ЗПР — подготовительный. Задача специалиста на этой стадии — максимально заинтересовать ученика, привлечь его внимание и вызвать яркие позитивные эмоции. Для этого логопед обычно использует разнообразные игры. Чем выше будет эмоциональная вовлечённость ребёнка на первых минутах урока, тем лучших результатов можно достичь к финалу занятия.

Разъяснительный этап

Как знает каждый квалифицированный логопед дефектолог, ЗПР требует особого подхода к постановке заданий. Ученикам с таким диагнозом недостаточно в нескольких словах объяснить правила игры или суть упражнения. Чтобы ребёнок захотел выполнить поставленное педагогом задание, ему нужно подробно объяснить, в чём его смысл.

Логопеды называют этот процесс развитием смысловой иерархии: специалист шаг за шагом разъясняет ученику условия, выделяет в задании опорные точки и даёт подробные инструкции к каждому этапу.

Разъяснительный этап повторяется перед каждым упражнением.

Основной этап

Логопедические уроки с детьми с диагнозом ЗПР подразумевают частую смену упражнений. Дело в том, что переключение между разными видами деятельности является одним из основных условий успеха при работе с детьми с ЗПР. Оно помогает ребятам сохранять концентрацию и интерес на протяжении всего занятия.

Аналитический этап

После выполнения каждого упражнения и в финале урока логопед вместе с ребёнком разбирает и анализирует:

  • чего удалось добиться,
  • что было сделано правильно,
  • какие ошибки были допущены,
  • как можно их исправить.

Логопед всегда находит способ поддержать и похвалить ребёнка за старание, даже если ему не удалось выполнить ни одного задания. В некоторых случая аналитический этап пересекается с основным — логопед может остановить малыша в середине упражнения, чтобы предупредить допущение ошибки.

Заключительный этап

Занятие логопеда с детьми с ЗПР обычно заканчивается коротким разговором с родителями, во время которого логопед рассказывает о достигнутых малышом результатах, а также выдаёт взрослым список рекомендаций и домашнее задание.

Диагноз ЗПР обычно ставится в возрасте от пяти до восьми лет, но признаки этого состояния могут появиться немного раньше. Если малышу уже исполнилось четыре, вы можете записать его на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке, после которой вы получите точный диагноз.