как работает логопед

Как проходит постановка гласных звуков у логопеда

Какие два больших этапов работы предстоят при работе с логопедом.

Обычно дети осваивают гласные звуки к трёхлетнему возрасту. Звуки «а», «о», «у», «и» –– к двум годам, более сложные «э» и «ы» –– ближе к трём. Отклонение от нормы примерно в полгода является нормой, но если малыш к четырём годам всё ещё не выговаривает гласные, –– это повод обратиться к логопеду.

Постановка гласных звуков с логопедом условно делится на две части –– обучение правильной артикуляции и закрепление навыка до автоматизма.

Обучение правильной артикуляции

Основные способы постановки гласных звуков –– дыхательная гимнастика, техники для развития подвижности челюсти, а также непосредственное обучение артикуляции. 

Дыхательная гимнастика

Каждое занятие у логопеда начинается с выполнения дыхательной гимнастики. Дело в том, что для правильной постановки гласных звуков необходимо приучить ребёнка делать короткий вдох через нос и длительный сильный выдох ртом. 

Для развития этого навыка логопед использует любимые многими детьми упражнения –– выдыхание через соломинку в стакан с водой, пускание мыльных пузырей, сдувание пёрышка. Кстати, все эти упражнения логопед может использовать и на онлайн-занятиях.

Техники для развития подвижности челюсти

Постановка гласных звуков требует, чтобы нижняя челюсть была подвижной, а язык и губы – расслабленными. Для этого применяется самомассаж языка губами или лёгким покусыванием, а также упражнения:

  • «гараж» (широко раскрыть рот и сделать язык плоским),
  • «пёсик» (сомкнуть зубы и обнажить их в широкой улыбке);
  • «хомячок» (максимально надуть щёки).

Каждое положение нужно удерживать 5 секунд и повторять 3-5 раз.

Артикуляция гласных

На этом этапе логопед учит малыша задействовать голосовые связки и выбирать положение языка, губ и мягкого нёба:

  • «а» – нижняя челюсть опущена, язык расслаблен;
  • «у» – губы сложены в трубочку, язык смещён назад;
  • «о» – губы сложены в колечко, корень языка опущен;
  • «и» – губы растянуты, язык приподнят к нёбу;
  • «э» – нижняя челюсть опущена, язык упирается в нижние резцы;
  • «ы» – нижняя челюсть слегка выдвинута, зубы сближены и обнажены, кончик языка оттянут назад.

Закрепление навыка

После того, как ребёнок научится правильно произносить гласные звуки, логопед добавляет упражнения для закрепления навыка: 

  • «пение» – вдох носом и пропевание гласного на выдохе;
  • «ступеньки» – многократное отрывистое произношение звука на долгом выдохе;
  • «волна» – пропевание звука с волнообразным изменением громкости;
  • «дружные звуки» – пропевание сочетаний двух гласных «о-ы», «у-э» и так далее;
  • «слоги» – произношение слогов с проблемным гласным в конце, начале и середине слога.

Для закрепления правильного произношения логопед также использует проговаривание и пение слов и фраз, содержащих проблемный звук в разных сочетаниях.

Рекомендуем начать постановку гласных с профессиональной речевой диагностики. Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains, чтобы определить степень нарушения речи. При незначительных нарушениях вы можете с помощью этих упражнений попробовать поставить ребёнку гласные самостоятельно, при серьёзных –– лучше заниматься с логопедом.