логопедические упражнения

Как происходит постановка свистящих у логопеда

Четыре метода, которые обычно использует специалист и можно использовать дома вместе с ребёнком. 

Неправильное выговаривание свистящих звуков — распространённая логопедическая проблема, которая встречается у каждого пятого дошкольника с речевыми нарушениями. В норме звуки «с», «з», «ц» должны появляться в речи в три-четыре года. Но если ребёнку уже исполнилось пять, а произношение свистящих он ещё не освоил, то ему необходима постановка свистящих звуков. Рассказываем, какие методы обычно использует специалист. 

Комплексная диагностика речи

Постановка свистящих звуков у детей всегда начинается с комплексной диагностики речи, на которой специалист определяет причину трудностей со звукопроизношением. Причина может быть физиологической — когда малыш физически не может выговорить свистящий звук, а также фонематической — когда малыш не слышит свистящий звук и поэтому не может его повторить. В зависимости от результатов диагностики, специалист выбирает подходящие малышу методики.

Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке

Методы постановки свистящих и других звуков условно делятся на четыре большие группы.

1. Артикуляционные упражнения

Для повышения тонуса и подвижности органов артикуляции каждое занятие с логопедом начинается с артикуляционных упражнений, подготавливающих органы речи к выговариваю свистящих:

  • «Заборчик»: губы растянуты и приоткрыты, зубы сомкнуты и находятся друг над другом.
  • «Блинчик»: рот открыт, плоский язык расслаблен.
  • «Качели»: поднимать и опускать плоский язык, касаясь внутренней стороной верхних и нижних резцов.

Каждое упражнение нужно повторять по десять раз.

2. Дыхательная гимнастика

Постановка звуков шипящих, свистящих требует правильного речевого дыхания — навыка делать вдох носом и выпускать воздушную струю ртом. Развить правильное дыхание помогают упражнения:

  • «Вьюга»: сдувать в центр стола бумажные снежинки.
  • «Настольный футбол»: «забивать» воздушной струёй ватные комочки в импровизированные ворота.
  • «Пёрышко»: положить на нос пёрышко или кусочек ваты и пытаться сдуть их, направляя языком поток воздуха вверх.

Также полезно пускать мыльные пузыри, дуть через соломинку в стакан с водой и делать другие упражнения для развития лёгких.

3. Постановка свистящих по подражанию

Это один из самых распространённых методов освоения любых звуков — не только свистящих. Логопед демонстрирует малышу, как работают органы артикуляции во время произношения того или иного звука, и просит ребёнка повторить все действия. 

Дети любят подражать взрослым, поэтому этот способ вызывает их заинтересованность. 

4. Постановка свистящих на базе других звуков

В логопедии есть понятие опорных звуков. Опорные — это звуки, которые похожи по артикуляции на те, которые ребёнку необходимо поставить.

Например, если ребёнок правильно выговаривает «т», его можно взять за опорный при постановке «с». Особенно эффективен этот метод при межзубном сигматизме, когда «с» искажается из-за того, что малыш высовывает кончик языка между зубов. 

Ребёнок произносит «т-т» с придыханием и одновременно втягивает кончик языка всё глубже, пока он не переместится за нижние зубы. Когда язык займёт правильное положение, получится чистый «с». 

Постановка свистящих и шипящих звуков у детей обычно начинается с постановки «с», который является базовым. Звонкий «з», например, получается из «с» путём добавления голоса, а «ц» — при помощи поднятия кончика языка.

Закрепление правильного произношения

Не забывайте, что постановка звука — это только начало коррекции речи. После этого необходимо закрепить его в повседневной речи. Сначала для автоматизации логопед применяет частое повторение слогов, в которых нужный свистящий находится в начале («са», «цу», «зы»), а затем — в конце («ус», «оз», иц»). 

После освоения слогов малыш переходит к произнесению слов, предложений и скороговорок с освоенным звуком, которые необходимо проговаривать как можно чаще, пока правильное произношение не войдёт в привычку.

И ещё: чтобы выбрать эффективные упражнения, постановка свистящих звуков должна быть начата только после комплексной диагностики речи.