как работает логопед

Как происходит логопедическая постановка звуков

Разберем универсальны ли данные принципы и можно ли их применять самостоятельно.

Успешная логопедическая постановка звуков основана на пяти ключевых принципах. Эти принципы универсальны — их используют большинство логопедов, независимо от того, какой звук нужно поставить ученику.

Принцип №1: Регулярность занятий

Регулярность — самый важный принцип, без которого невозможно откорректировать звукопроизношение в любом возрасте. 

И малышу, и родителям важно понимать: не получится поставить звук за одно-два занятия и больше никогда не возвращаться к упражнениям.

Для постановки любого звука требуются регулярные тренировки и упражнения. Причём закреплять навык нужно не только во время занятий, но и в промежутках между ними.

Принцип №2: Последовательность

Если специалист правильно организовал логопедическое занятие, постановка звука у детей должна начинаться с освоения самых простых гласных и согласных. К ним относятся все гласные и основные согласные: П-ПЬ, Б-БЬ, В-ВЬ, Д-ДЬ М-МЬ, Г-ГЬ, Н-НЬ, К-КЬ, Ф-ФЬ,Й.

Обычно занятие начинается с проговаривания звуков, которые ребёнок хорошо знает и выговаривает — это придаёт малышу уверенность в своих силах, он расслабляется и легче усваивает новую информацию. 

Принцип №3: Развитие слухового восприятия

Логопеды-дефектологи, работающие с детьми, всё чаще отмечают неумение учеников слышать, из каких звуков и слогов состоят слова и предложения. Поэтому логопедическая постановка звуков подразумевает не только обучение артикуляции, но и развитие слухового восприятия. К нему относятся: 

  • умение воспринимать слова на слух,
  • память и внимание,
  • навыка фонематического анализа слов.

Если ребёнок плохо воспринимает речь на слух, профессиональный логопед поставит на первый план именно этот принцип. 

Принцип №4: Автоматизация и закрепление

Если вы собираетесь записать ребенка на индивидуальные логопедические занятия, постановка звуков станет только началом пути. Опытный логопед может поставить произношение за несколько недель, но на закрепление навыка могут уйти месяца. 

Принцип №5: Вовлечение родителей

Исправление звукопроизношения у детей — командная работа, которую должны вместе выполнять ребёнок, логопед и кто-либо из взрослых (например, мама или папа).  

Задачи родителей: 

  1. Выполнять с ребёнком домашние задания от логопеда. 
  2. Контролировать, чтобы ребёнок правильно выполнял логопедические упражнения в течение дня.
  3. Показывать личный пример правильного произношения.

И, разумеется, самая важная задача родителей — вовремя обратиться за профессиональной логопедической помощью. Ведь чем раньше малыш начнёт заниматься с логопедом, тем быстрее будет результат. Первый этап логопедической постановки звуков — это диагностика, и вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке прямо сейчас. После диагностики вы получите индивидуальный план коррекции речи, основанный на ключевых принципах, которые мы разобрали в этой статье.