логопедические упражнения

Как поставить ребёнку звук «з»

Хотите узнать больше о тренировке артикуляционного аппарата и примеры методов работы со звуком «з» - не пропустите данную статью.

Нарушение звукопроизношения — частая задача, которую ставят перед логопедом родители дошкольников. В этой статье расскажем, какие методы используются, если необходима постановка звука «з». 

Твёрдый согласный [з] и мягкий [з'] в норме формируются к четырём годам. Во время их произношения артикуляционный аппарат работает следующим образом:

  • губы растянуты в улыбке;
  • резцы хорошо видны;
  • между челюстями — щель от одного до двух миллиметров;
  • язык мягкий и соприкасается с нижними резцами;
  • боковые части языка приподнимаются к верхним коренным зубам;
  • в середине языка — щель для выхода воздушной струи;
  • голосовые связки мелко дрожат.

Малышам сложно выговаривать звук «з» по разным причинам. Одни — не делают щель в середине языка, другие — неправильно дышат во время произношения. Именно по этой причине индивидуальная постановка звука «з» после комплексной диагностики речи всегда будет более эффективной, чем групповая логопедическая терапия. Логопед составляет индивидуальный план коррекции речи, который обычно сочетает несколько методов исправления произношения звука «з». Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке.

Ставим звук «з» по подражанию

Метод подходит детям без проблем с фонематическим слухом. Логопед чётко произносит звук «з» и предлагает малышу сделать тоже самое. Часто специалист добавляет игровой элемент ––  предлагает подражать звонку, летящей осе или мухе — и контролирует процесс произношения.

Ставим звук «з» механическим способом

Иногда малышам трудно правильно поставить челюсти, язык и губы. Тогда постановка звука «з» у детей производится при помощи логопеда дополнительных приспособлений. Некоторые специалисты используют логопедический шпатель, другие — ватную палочку или другие предметы без острых концов. 

Суть этого метода состоит в том, что логопед механически при помощи инструмента выставляет речевые органы в правильное положение. Если малыш занимается онлайн, ему помогают родители, либо он устанавливает инструмент самостоятельно. 

Индивидуальная постановка звука «з» происходит следующим образом — логопед просит малыша улыбнуться, одновременно придерживая верхнюю губу шпателем. Ребёнок должен удержать губу в этом положении и произнести длительное «з-з-з». Когда малыш начинает правильно выговаривать звук, логопед перестаёт использовать шпатель и обращается к другим методам для закрепления результата. 

Ставим звук «з» по опорным звукам

Опорный звук — это похожий по звучанию звук, который малыш выговаривает уверенно и чётко. Опорный звук для «з» — «с».

Специалист предлагает малышу произнести опорный звук «с» и рассказывает, как добавить к нему звонкость, чтобы превратить его в «з». Один из способов это сделать — научить ребёнка смыкать голосовые связки, чтобы они начали колебаться.

Если у малыша есть трудности с произношением «с», можно постепенно перейти к нему от похожего по артикуляции «т».

Ставим звук «з» упражнениями на артикуляцию

Упражнения на артикуляцию помогают малышу научиться выстраивать органы речевого аппарата в нужное положение.

В зависимости от причины неправильного звукопроизношения, используются различные приёмы. Например, ребёнку предлагают представить гору и изобразить её при помощи языка. Ещё одно упражнение, но уже из дыхательной гимнастики — малышу предлагают вытянуть губы трубочкой и подуть. 

Для закрепления результатов необходима работа по автоматизации произношения. Например, если проводится постановка звука «з», слова и предложения подбираются с большим количеством этого или другого трудного для малыша звука. Задача малыша — как можно чаще произносить их, чтобы закрепить результат.