логопедические упражнения

Как поставить ребёнку звук "ш"

Как на сложности с произношением шипящего звука влияет смена молочных резцов и какие ошибки в артикуляции «ш» бывают — читаем в нашем материале. 

Дети должны освоить правильное произношение согласного «ш» и других шипящих («ч», «щ», «ж») к трём-четырём годам. Но в некоторых случаях более взрослые дети испытывают трудности с произношением «ш» и заменяют его звуками «ф», «с» и «х».

Если трудности не связаны с выпадением молочных резцов, ребёнку необходима постановка звука ш логопедом. Рассказываем, какие коррекционные техники может использовать специалист.

Логопедическая постановка звука «ш»

Постановка любого звука начинается с обучения правильной артикуляции. Другими словами — специалист обучает малыша приводить органы речевого аппарата в правильное положение.

Артикуляция при произношении звука «ш»:

  • Кончик языка загнут вверх и формирует чашу, боковые части языка прижаты к зубам, а передние — образуют узкий зазор с нёбом за передними зубами.
  • Зубы сближены на 3-5 миллиметров.
  • Губы слегка вытянуты вперёд и сложены в кольцо.
  • Воздушная струя проходит между приподнятым передним краем языка и твёрдым нёбом.

К распространённым ошибкам в артикуляции «ш» относятся недостаточный подъём кончика языка к нёбу из-за короткой подъязычной уздечки, недостаточное округление губ, неплотное прилегание боковых краёв языка к коренным зубам. Причин неправильного произношения этого звука достаточно много, поэтому мы всегда рекомендуем пройти диагностику, чтобы получить индивидуальный план коррекции. Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке.

В зависимости причины неправильного произношения, занятие по постановке звука ш будет включать специальные упражнения — для растягивания подъязычной уздечки, укрепления мышц губ и языка и так далее.

Техника «Подражание»

Одна из самых популярных техник постановки любых звуков –– это «Подражание». Она подходит детям без особенностей органов речевого аппарата и заключается в том, что малыш должен повторять слоги и слова со звуком «ш» за логопедом или родителем. 

Работа начинается со следующих движений:

  • Высуньте плоский язык и поднимите его края, чтобы сформировать чашу.
  • Задвиньте полученную чашу в рот: она должна прижаться боками к коренным зубам, а между передней частью чаши и нёбом должна образоваться щель, 
  • Подуйте в образовавшуюся щель. Звук должен быть похож на шипение кота.
  • Не меняя положение языка, соедините зубы, сделайте губами кольцо и снова подуйте в щель. На этом этапе должен получиться чистый звук «ш».

Для проверки правильности выполнения упражнения ребёнок должен поднести ладошку к губам и ощутить тёплый ветерок.

Инструментальный способ постановки звука «ш»

Если малыш не может освоить звук «ш» во время подражания, логопед может использовать логопедический шпатель или ватную палочку. Кстати, если малыш занимается онлайн, специалист может объяснить родителю, как использовать ватную палочку, и удалённо курировать выполнение этого упражнения. 

Специалист просит ребёнка протяжно произнести «с», но при этом не растягивать, а округлить губы. Задача логопеда или родителя –– осторожно просунуть ватную палочку между зубами и приподнять кончик языка вверх. При попытках произношения протяжного «с» будет слышаться чёткое «ш». Со временем палочку можно достать, но при этом важно следить по звучанию, чтобы ребёнок не менял положение языка.

Для отработки приобретённого навыка ребёнок должен регулярно проговаривать слоги с «ш» в сочетании с разными гласными – «ша», «шу», «иш», «ош», а также простые слова – «шум», «мышь», «мышка» и так далее.

Эти техники можно использовать самостоятельно, но в некоторых случаях занятие по постановке звука «ш» лучше доверить логопеду, например, при особенностях строения речевого аппарата. Если малыш не выговаривает звук «ш», постановка логопедом обычно занимает от одного до трёх месяцев. Без специалиста постановка займёт намного больше времени.