диагностика логопеда

Как поставить ребёнку звук «д»

Рассказываем как логопед определяет причину трудностей со звукопроизношением и составляет индивидуальный план коррекции речи.

Звук «д» обычно появляется у малышей к двум годам, к четырём — должно исчезнуть смягчение «д» и других согласных. Если к четырём с половиной годам малыш всё ещё не выговаривает этот звук «д», ему необходимы упражнения для постановки звука «д».

Постановка звука д поэтапно

Этап №1: Диагностика

Постановка любого звука начинается с комплексной диагностики речи, на которой логопед определяет причину трудностей со звукопроизношением и составляет индивидуальный план коррекции речи.

Дело в том, что причины трудностей со звукопроизношением условно делят на две группы: физиологические (когда малыш физически не может произнести какой-либо звук) и фонематические (когда малыш не слышит звук или путает его с другими).

Ошибочным считается произношение, если ребёнок:

  • вообще не произносит «д» (пропускает его в словах),
  • заменяет его зуком «т» или «в»,
  • выговаривает звук сквозь зубы, 
  • заменяеет переднеязычный «д» заднеязычным «г»,
  • путает звук «д» с другими на слух. 

Вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains. 

Этап №2: Постановка звука «д»

В зависимости от результатов диагностики, логопед выбирает специальные упражнения для постановки звука «д» для каждого малыша в отдельности.

Постановка начинается с обучения правильной артикуляции: губы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами умеренное, язык в напряжении. 

Во время произнесения изолированного твёрдого «д» выполняется два движения:

  1. язык касается передним краем верхних резцов, а боковыми — верхних коренных,
  2. воздух выталкивается наружу, мягкое нёбо поднято, голосовые связки вибрируют. 

Наблюдатель может видеть работу губ и языка.

Если у малыша физиологические трудности с произношением, логопед делает акцент на упражнения из артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Среди них следующие способы постановки звука «д»:

По подражанию: логопед показывает малышу, как выговаривать звук «д» и предлагает ребёнку повторять за ним все действия.

От опорного «т» и «б»: логопед предлагает малышу несколько раз повторить какой-либо из опорных звуков и объясняет, как перевести его в «д». При необходимости, в качестве опорных используются звуки «ж» и «з».

Если у малыша фонематические трудности с произношением, логопед делает акцент на развитие фонематического слуха. 

Этап №3: Автоматизация

Опытный логопед может поставить звук за несколько занятий, но постановка звука — только первый этап. Если не довести звук до автоматизма и не закрепить его в речи, результат исчезнет довольно быстро.

Для автоматизации логопед использует игровые упражнения, во время которых ребёнок многократно повторяет освоенный звук. Например, скороговорки: «Дима дарит Дине дыни, дыни Дима дарит Дине».

Для закрепления малыш должен регулярно выполнять домашние задания логопеда, а родители — следить за тем, чтобы малыш правильно выговаривал освоенный звук в обычной речи. 

Тем не менее, способы постановки звука «д» зависят от того, почему именно малыш не выговаривает этот звук. Например, родители часто предлагают малышу разучивать скороговорки, но этот метод не будет эффективным, если у малыша не развит фонематический слух. Решение — начать постановку звука с диагностики. Тем более, что в первой школе коррекции речи KidBrains она бесплатна (запись — по этой ссылке).