логопедические упражнения

Как поставить ребёнку звук «ч»

Узнаем как определить причину трудностей со звукопроизношением, выработки правильного произношения, автоматизации навыка и его закрепление в речи.

«Ч» –– один из самых сложных для произношения шипящих звуков. Малыши обычно осваивают его к пяти годам. Если четырёхлетний малыш произносит «сяй» вместо «чай» или «тясы» вместо «часы», повода для беспокойства нет. Но если в пятилетнем возрасте малыш всё ещё не выговаривает этот звук, рекомендуем обратиться к логопеду. Рассказываем, как происходит постановка звука «ч».

Постановка звука «ч» и других звуков начинается с комплексной диагностики речи. Она необходима, чтобы логопед смог определить причину трудностей со звукопроизношением и составил индивидуальный план коррекции речи. Кстати, вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке.

Основные причины неправильного произношения звука «ч»: сниженный или повышенный тонус мышц щёк, языка, гортани, короткая уздечка языка, нарушения прикуса. 

Когда начинается постановка звука «ч», упражнения подбираются исходя из результатов диагностики. 

Упражнения для постановки звука «ч»

Произношение по подражанию — малыш произносит сложный для него «ч», имитируя шипение трубы паровоза («чух-чух-чух») или звуки других знакомых ему предметов или явлений.

Проговаривание путём слияния «ч» из «т» и «щ» –– малыш произносит звуки сначала отдельно и медленно, а затем ускоряется и начинает выговаривать звук «ч».

Получение «ч» из опорного звука — малыш говорит слог «-ать», смыкая язык с верхними зубами и медленно отодвигая язык назад. Затем он, постепенно ускоряется и начинает выговаривает сочетание «ть» и «шь», а затем — «тьшь и «ч».

Если малыш не выговаривает опорные «ть», «щ» и другие шипящие, то сначала ставят их, а потом переходят к «ч».

Произнесение из опорного звука с механической помощью — малыш выполняет предыдущее упражнение и в это время немного нажимает пальцами на уголки рта, вытягивая губы вперёд. При этом кончик языка смещается назад и получается звук «ч».

Как проходит занятие по постановке звука «ч»

Если происходит профессиональная логопедическая постановка «ч», занятие будет состоять из следующих этапов:

  1. разминка артикуляционного аппарата,
  2. дыхательная гимнастика,
  3. артикуляционная гимнастика,
  4. упражнения для постановки звука «ч».

После того, как малыш научится выговаривать звук «ч», логопед переходит к закреплению и автоматизации звука. На этом этапе малыш сначала учится произносить слоги со звуком «ч», затем –– слова, начинающиеся и заканчивающиеся этим звуком: «ча-чу-чи», «туча», «чудо», «мяч». Постепенно логопед усложняет задачу и предлагает выговаривать словосочетания и предложения: «чисто чищу чашку», «чехол для очков», «тачка без ручки», «птичка на веточке». Затем –– предлагает перейти к изучение стихотворений и даже небольших рассказов.

Очень важно начинать постановку «ч» и других звуков с комплексной диагностики речи, чтобы определить причину трудностей со звукопроизношением. Напоминаем, что вы можете записать малыша на бесплатную онлайн-диагностику речи по этой ссылке в первую школу коррекции речи в России KidBrains.

Если вы решаете, что малышу необходим логопед, постановка звука «ч» осуществиться достаточно быстро, так как логопед всегда применяет несколько методов для развития органов артикуляции, выработки правильного произношения, автоматизации навыка и его закрепление в речи.