дизорфография

Дисграфия у школьников: как отличить от дизорфографии

Изучаем как отличить детскую дисграфию от дизорфографии. Какие бывают виды, как определить и как исправить дисграфию у школьников и дошкольников.

Дисграфия у школьников — её виды и отличие от дизорфографии

Если младший школьник плохо пишет, допуская множество нелепых ошибок, то причинами этого могут быть как детская дисграфия, так и дизорфография. Оба эти нарушения связаны с недостаточным развитием определенных зон мозга, они не являются заболеванием, но для успешного освоения письменной речи их своевременная коррекция необходима. Рассмотрим, что такое дисграфия у детей, по каким признакам её можно отличить от дизорфографии, и как исправить.

Виды дисграфии у школьников

При выявлении дисграфии у младших школьников в логопедической практике принято подразделять это нарушение на несколько видов:

  • Артикуляторно-акустическая, обусловленная неправильным произношением звуков.
  • Акустическая, когда ученик говорит правильно, но путает при написании похожие фонемы.
  • Оптическая дисграфия, ее признаки у ребёнка — проблемы в написании букв (зеркальное написание, потеря или добавление лишних элементов и т. п.).
  • Форма, вызванная трудностями с анализом и синтезом слов. Этот вид дисграфии у детей имеет такие симптомы — перестановка или пропуск букв и слогов, слитное написание предлогов с именами существительными и т. д.
  • Аграмматическая, выражающаяся в несогласованности окончаний слов.

Диагностика дисграфии у детей должна быть точной, поскольку для преодоления каждого вида этого расстройства применяются разные методы.

Дисграфия: как определить у ребенка и отличить от дизогфографии

Понять, что у младшего школьника проблемы с письмом очень просто — достаточно заглянуть в его тетради, пестрящие исправлениями. Но часто родители не могут определить, почему ребенок плохо пишет, дисграфия у него или дизорфография.

При дизогфографии большинство ошибок связаны с тем, что ученик не может применять правила орфографии, затрудняется с подбором проверочных слов. У дисграфиков основные проблемы связаны не с применением правил, а непосредственно с написанием:

  • Пропуск, перестановка, вставка лишних букв. Примеры — рабта (работа), домшаняя (домашняя), робтот (робот).
  • Замена символов похожими, потеря элементов — фрикты (фрукты), зерево (дерево), дерег (берег), щкаф (шкаф).
  • Отзеркаливание «э», печатного «я», прописных «Е» и «З» — Знисей, Ееленогорск.
  • Ошибки в слитном и раздельном написании — вшколе (в школе), надо роге (на дороге).

Такие погрешности могут допускать все дети, но если описки встречаются почти в каждом слове, то родителям следует задуматься, как исправить дисграфию у школьника. Часто это расстройство сопутствует дислексии. Коррекцию этих нарушений желательно начать в младших классах, поскольку у подростков их исправить гораздо сложнее.

Как помочь ребёнку с дисграфией

Чтобы исправить дисграфию у ребёнка, нужны специальные знания, много времени на занятия, а также железное терпение. Если вы решите заниматься самостоятельно, но при этом будете испытывать раздражение, ругать и заставлять ученика, то от таких занятий будет больше вреда, чем пользы. Лучшим решением будет найти логопеда для школьников с дисграфией и положиться на знания и опыт профессионала.

На сайте KidBrains доступны занятия с опытными логопедами по скайпу. По этой ссылке можно записаться на бесплатную диагностику.