Плюсы и минусы билингвизма у детей
По определению билингвизм — это двуязычие, когда человек является носителем двух языков. По данным статистики около половины людей в мире являются билингвами.
Вопрос билингвизма у детей волнует многих родителей. Одни из них опасаются, что вынужденное двуязычие негативно отразится на развитии ребёнка. Другие, наоборот, видят в нем только плюсы и намерено создают малышу двуязычную среду, нанимая гувернёра-иностранца.
А что говорят учёные, билингвизм — это плохо или хорошо? И каковы преимущества и проблемы билингвизма у детей? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой статье.
Виды билингвизма
Двуязычие (билингвизм) классифицируется по разным признакам. По способу формирования билингвизма он подразделяется на:
- Первичный (ранний), появляющийся с самого начала развития речи у ребёнка. Этот вид двуязычия характерен для международных семей, когда члены семьи с самого рождения общаются с ребёнком на разных языках, или для среды иммигрантов, где язык семейного общения отличается от принятого в обществе.
- Вторичный (поздний), когда второй язык появляется после того, как первый родной язык уже сформировался. Он характерен для детей иммигрантов, попавших в новую языковую среду в более позднем возрасте.
По приоритетности различают координативный и субординативный билингвизм. Первый подразумевает одинаковую эффективность применения обоих языков, в второй — преобладание использования одной из языковых систем над другой.
По глубине знания языка различают:
- Активный билингвизм, который подразумевает полное владение как устной, так и письменной речью.
- Нереализованный, когда второй язык понимают, но в силу жизненных обстоятельств больше не используют.
- Пассивный, когда у человека есть полное понимание устной и письменной речи, но писать и говорить он не может. В таких случаях общение между собеседниками идёт на разных языках.
Для многих стран характерен контактный билингвизм, когда представители двух языковых групп живут на одной территории или близко соседствуют.
Особенности билингвизма у детей дошкольного возраста
Отличие билингвизма от изучения иностранного языка в том, что освоение языковых навыков происходит в процессе социализации. Дети билингвы, попавшие в двуязычную среду с рождения, впитывают нормы каждого языка, как говорится, с молоком матери. Приспособительные способности головного мозга у здоровых дошкольников позволяют этим процессам протекать естественно и без негативных последствий.
Каждый из языков занимает в памяти свою нишу, гибкий артикуляционный аппарат малыша свободно подстраивается под произношение, благодаря чему отсутствует акцент. Только в возрасте около трёх лет билингвисты могут путать слова из разных языков, но вскоре это явление бесследно проходит.
Замечено, что эта лёгкость в освоении двух языков постепенно ослабевает по мере увеличения возраста попадания в двуязычную среду. У ребят, попавших в иноязычную среду после 8-11 лет усвоение иностранного значительно замедляется, большинству в этом возрасте уже трудно избавиться от акцента.
Плюсы двуязычия
Вопреки бытующему мнению, что овладение двумя языками приводит к перенапряжению и ослаблению центральной нервной системы, практика доказывает обратное. Согласно многочисленным научным исследованиям билингвизм у детей способствует развитию памяти, внимания, умственных способностей.
Дети билингвы по сравнению с «одноязычными» сверстниками обладают:
- Лучшей способностью к концентрации.
- Более быстрым и глубоким запоминанием информации.
- Более высокими когнитивными способностями.
- Более плотной структурой серого вещества головного мозга (по данным МРТ).
Как показывают долгосрочные исследования, среди активных билингвов гораздо ниже заболеваемость возрастной деменцией и болезнью Альцгеймера.
Однако все преимущества двуязычия проявляются только у детей со здоровой нервной системой. Билингвизм у детей с нарушениями ЦНС может приводить и к негативным проявлениям.
Минусы билингвизма
Ребёнок билингвист, имеющий нарушения в развитии центральной нервной системы, может испытывать следующие трудности:
- Задержку речевого развития по сравнению с одноязычными сверстниками. Двуязычие создает нагрузку, которая для слабой ЦНС может оказаться слишком высокой.
- Умственное переутомление у билингвов со слабой ЦНС может привести к развитию заикания.
- Из-за высокой нагрузки может наблюдаться отставание в освоении обоих языков, что приводит к отсутствию сформированной речи. Это может вызвать психологические проблемы, сложности с социализацией, развитие комплекса неполноценности.
В решении этих проблем помогают логопеды. Билингвизм в логопедии занимает важную нишу, специалисты которой владеют специальными методиками по преодолению возникающих трудностей.
Если у вашего ребёнка билингва имеются эти трудности, вы можете получить помощь логопеда онлайн на сайте KidBrains. Записывайтесь на бесплатную диагностику по этой ссылке.