произношение звуков

5 ошибок, которые часто совершают при постановке звуков

Лучший способ избежать ошибок при самостоятельной постановке звуков и не допустить ухудшения ситуации - знать о проблеме изнутри. Анализируем.

Очень часто родители пробуют исправить звукопроизношение у малышей без помощи логопеда. Но из-за отсутствия специальных знаний и опыта многие мамы и папы допускают ошибки, усугубляющие ситуацию. Рассказываем о самых распространённых из них.

Родители не учитывают причины проблем со звукопроизношением.

Успешная постановка правильного произношения звуков возможна только тогда, когда известны причины нарушений речи.

Условно их можно поделить на две большие категории:

  1. Ребёнок физически не может произнести какой-либо звук. В этом случае надо тренировать мышцы речевого аппарата — выполнять логомассаж, дыхательную и артикуляционную гимнастику и так далее — и учить малыша правильно выстраивать органы речевого аппарата. 
  2. Ребёнок не слышит звук или путает его с другими. Здесь нужно развивать слуховое внимание, фонематический слух и усиливать восприятие звуков.

Точно определить причины проблем со звукопроизношением можно только после профессиональной диагностики речи. Например, вы можете записать малыша на бесплатную диагностику в первую школу коррекции речи в России KidBrains по этой ссылке, а дальше — продолжить постановку звуков самостоятельно. 

Родители не учитывают возрастные речевые нормы. 

Некоторые родители начинают коррекцию речи слишком рано, другие — слишком поздно. Дело в том, что существуют возрастные нормы, на которые необходимо опираться при составлении индивидуального плана коррекции речи. 

Например, звуки «л» и «р» являются самыми трудными в произношении. Их дети обычно осваивают к пяти-шести годам. Если в четырёхлетнем возрасте малыш неправильно выговаривает или путает эти звуки, коррекция речи ещё не нужна. 

Оптимальный срок начала логопедической работы в среднем — три-четыре года.

Родители ставят звуки по очереди.

Если ребёнок не выговаривает несколько звуков, родители часто сосредотачивают усилия только на одном. Но во время коррекции речи необходимо одновременно ставить сразу несколько звуков.

На постановку звуков по одному можно потратить очень много времени, но так и не добиться желаемых результатов. Поэтому лучше всего корректировать звукопроизношение комплексно и — с профессиональным логопедом. 

Родители неправильно выбирают упражнения.

Правильная постановка звуков требует грамотного выбора логопедических упражнений и верного распределения времени занятия между различными методиками. Часто родители ошибочно уделяют слишком много времени артикуляционной гимнастике. Но эта методика — только разминка, «разогрев» речевого аппарата перед основными упражнениями. Достаточно уделять ей от трёх до пяти минут.

В то же время родители редко уделяют внимание дыхательной гимнастике, хотя частой причиной проблем со звукопроизношением является как раз неправильное речевое дыхание.

Ещё часто взрослые стараются поставить звук через подражание, но этот приём не приведёт к результату, если у малыша нарушен тонус мышц речевого аппарата. 

Упражнения для постановки правильного звука должны подбираться для каждого малыша в отдельности, с учётом индивидуального плана коррекции речи. 

Родители прекращают работу сразу после появления звука.

Нельзя бросать занятия, как только у ребёнка начал получаться «трудный» звук. Без его автоматизации и закрепления результат будет неустойчивым и быстро исчезнет.

После появления звука надо научить ребёнка автоматизировать его произношение:

  • отдельно,
  • в слогах,
  • в словах и словосочетаниях,
  • в предложениях,
  • в текстах,
  • в разговорной речи.

Кроме этого, ребёнок должен отличать этот звук от других на слух — для этого существуют специальные логопедические упражнения. 

Это лишь часть ошибок, которые допускают родители, пытаясь самостоятельно поставить своим детям правильное произношение звуков. Лучший способ избежать их и не допустить ухудшения ситуации — обращаться к профессиональным логопедам или как минимум записать малыша на диагностику речи до того, как приступить к самостоятельным занятиям (вы можете записать малыша на бесплатную диагностику речи по этой ссылке).